На основании накопленного отечественного и зарубежного опыта можно назвать рациональные области эффективного применения сталефибробетона.

Сооружения, подверженные динамическим воздействиям :

  • площадки для запуска ракет;
  • дорожные, аэродромные и ракетодромные покрытия;
  • мостовые конструкции;
  • полы промышленных зданий;
  • берегоукрепительные и фортификационные сооружения; волноломы, грузовые покрытия портовых причалов;
  • забивные сваи;
  • помещения повышенной надежности – кладовые хранения ценностей (сейфовые помещения).

Сооружения специального назначения :



  • тюбинги для коллекторных тоннелей
  • корпуса судов;
  • корпуса реакторов;
  • склады взрывчатых веществ;
  • напорные трубы;
  • опоры контактной сети;
  • тонкостенные линейные и пространственные конструкции;
  • опорные узлы предварительно напряженных конструкций;
  • сейсмостойкие здания и сооружения;
  • ограждающие конструкции;
  • тонкие трехслойные облицовочные плиты;
  • лестничные марши;
  • элементы гаражей-стоянок;
  • конструкции с повышенными требованиями по трещиностойкости, морозостойкости и истираемости;
  • элементы сложной конфигурации.

Сооружения, подверженные температурным и температурно-влажностным воздействиям:

  • формы для изготовления железобетонных конструкций;
  • огнеупоры;
  • конструкции доменных печей;
  • строительство силосов для хранения материалов в горячем состоянии (торкретированием жаростойкого СФБ с применением фибр из нержавеющей стали);
  • строительство дымовых труб; трубопроводов для транспортирования горячих материалов;
  • при ремонтных работах и устройстве футеровки печей;
  • для облицовки циклонов;
  • для устройства наружных огнеупорных защитных покрытий.

Сталефибробетон целесообразно использовать:

  • для сооружения резервуаров различного назначения;
  • при возведении или реконструкции водосбросов, шлюзовых каналов, отстойников, перегонных резервуаров, объектов, на которые действуют быстрые потоки воды;
  • для изготовления водобоев взамен чугунных для канализационных колодцев;
  • для изготовления конструкций, работающих в особо тяжелых условиях (например, одновременного воздействие высоких температур и давления);
  • для изготовления несущих конструкций зданий и сооружений; в конструкциях с изменяющимися направлениями главных растягивающих напряжений и испытывающих неопределенные или объемные напряжения (толстостенные оболочки, плиты, сосуды, опоры мостов).

Ремонт транспортных сооружений

  • при усилении цементобетонных и асфальтобетонных покрытий;
  • для усиления дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием на дорогах с тяжелым движением (поверх старого покрытия устройство СФБ одежды);
  • в Челябинске разработаны сборные предварительно напряженные сталефиброжелезобетонные плиты для дорожного и аэродромного строительства типа ПАГ;
  • в США СФБ использован при устройстве стоянки техники строительного подразделения западной дивизии военно-морского флота.

Покрытие пролетных строений мостов

  • Устройство сталефибробетонного покрытия настилов мостов позволяет уменьшить нагрузку от собственного веса (в связи с уменьшением его толщины), предотвращает возможность деформации покрытия.
  • Применение волокон из нержавеющей стали, позволяет получить материал с высокой коррозионной стойкостью. Разработан материал двух разновидностей: SIFCON ( slurry infiltrated fiber concrete ) и SIMCON ( slurry infiltrated mat concrete ).
  • Из SIFCON были изготовлены сборные плиты толщиной 5,1 см, которые использовались в аэропорту под шасси самолетов БОИНГ 727.
  • На металлургическом заводе из СФБ SIFCON были изготовлены сборные плиты для защиты пола от расплавленного металла толщиной 2,5 см;
  • Японские специалисты создали составную конструкцию проезжей части моста, представляющую собой стальные силовые элементы плиты и силовое покрытие из СФБ. Такое решение позволило увеличить изгибную жесткость плиты, а коэффициент демпфирования составной конструкции увеличился на 50%, при снижении местных деформаций. Работоспособность составной конструкции не изменилась и после миллиона циклов загружения.

Аэродромные покрытия

В СФБ покрытии взлетно-посадочной полосы аэродрома (США, штат Невада) при многократно повторяющейся нагрузке от больших военно-транспортных самолетов типа С5А (12 колес, по 13600 кг на колесо) первая видимая трещина появилась после 350 пробегов (в бетонном - через 40 пробегов). СФБ покрытие было пригодно к эксплуатации и после 8735 пробегов.

Конструкции гражданского строительства:



  • в Санкт-Петербурге разработаны для малоосвоенных районов Севера жилые передвижные дома линзообразной формы с наружным слоем из СФБ;
  • в Австралии накоплен опыт возведения малоэтажных жилых домов с применением СФБ. Специалисты компании « Concrete Projects Proprietary Ltd » разработали систему изготовления в стальных формах на стройплощадке СФБ элементов конструкций, готовых к установке окон, дверей и т.п. Срок строительства при этом сократился более чем в 2 раза;
  • в исследованиях, выполненных в Сибирском федеральном университете, г.Красноярск, представлены новые конструктивные решения комбинированных плит перекрытий из ячеистого бетона, армированных тонкостенными СФБ элементами в виде замкнутой цилиндрической оболочки или замкнутой треугольной складки;
  • в ЛатНИИС (г. Рига) разработаны СФБ панели-оболочки 2 х 18 м, а также ребристые плиты 1,2 х 6 м.
  • В Киеве (КИСИ – КНУСА) разработаны отопительные СФБ панели.

Конструкции различного назначения:


  • защита теплоизоляции металлических труб для бесканальной прокладке трубопроводов СФБ скорлупами позволила получить снижение стоимости изоляции до 40%, упростить ее устройство;
  • в Швейцарии методом торкретирования СФБ защищают откосы, строят тоннели;
  • в Норвегии СФБ применяется для укрепления горных пород (укладывается бетононасосом);
  • в ФРГ наибольшее применение СФБ находит в строительстве шахт и тоннелей при значительной экономии за счет сокращения крепежных работ и ускорения проходки;
  • в Австрии СФБ (с фибрами « Dramix ») производят трубы круглого ( D = 1600 мм ) и овального (1200 на 1800 мм ) сечений;
  • СФБ используют для восстановления стальной конструкции судового корпуса (в не традиционно строительной отрасли);
  • в работах АлтГТУ СФБ применён в конструкции корпуса токарного резца, что позволило снизить на 70 … 80% металлоемкость конструкции инструмента при снижении его стоимости до 13 % и повышении качества его работы (снижения волнистости) до 20 %;
  • большой объем СФБ используется в конструкции полов промышленных зданий, торговых и развлекательных центров и т.п. На сегодняшний день отечественные и зарубежные специалисты оценивают конструкции полов различного назначения как одну из целесообразных областей применения СФБ.

Элементы конструкций фундаментов

  • Армированный стальной фиброй бетон был использован для фундаментной плиты площадью 20 000 м2 в центре Берлина. Плита подвержена направленной вверх силе давления воды в 3000 мН, которое передается грунту основания сваями, работающими на растяжение. Нагрузка составляет по 1500 кН на каждую сваю. Толщина сталефибробетонной плиты составила 1,2 м (почти вдвое меньше типовой железобетонной). Армирование стальной фиброй df = 0,4 мм, lf = 35 мм, в количестве 50 кг/м3 оказалось достаточным для восприятия указанных нагрузок.